Карта сайта

Характеристика героев рассказа муму 5 класс

Система уроков по повести Тургенева "Муму" с использованием технологии критического мышления Аннотация: данная разработка содержит систему уроков по повести Тургенева «Муму» с использованием технологии критического мышления как средства формирования читательской компетенции Урок 1. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Цели: кратко познакомить учеников с детскими годами Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа «Муму»; познакомить с понятиями «сравнение, гипербола»; показать роль портретной характеристики героя Оборудование: портрет Тургенева; фотографии или иллюстрации с видами старой Москвы; фотоальбом о Спасском-Лутовинове; репродукция картины Полонского «Усадебный дом Тургенева» 1881 ; слайды мультимедийной презентации. Формируемые УУД Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был — крепостное право. Тургенев Ход урока 1. Сравните эпиграф нашего урока с эпиграфом из учебника. О каком явлении российской действительности прошлого говорят оба эпиграфа? Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново у чащийся рассказывает биографию Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации. Время написания рассказа «Муму» — 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет… Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика 2. Аналитическое чтение начала рассказа — Нарисуйте словесный портрет барыни. Сравнение, гипербола На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою — Герасиму. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами. Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики Герасима. Составление кластера - А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия. В описании портрета человека входят такие компоненты:Возраст. Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние. Далее учитель обращает внимание учащихся на рисунки, изображающие героя. И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя. Запишите последовательность характеристики: Способности героя; Темперамент: активность; б Эмоциональность; Чувства Мотивация поступка причина, повод к какому —либо действию Воля. Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно — ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве? «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда — Бог весть». Страх, ужас от неизвестности, близость смерти. Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно. В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются. Нет ли пояснений в тексте? Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение. Гипербола — сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Детям нравится сила Герасима, они отмечают его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности. Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг — крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна. Как Герасим проявлял свою любовь к ней? Почему становится вдвойне обидно за Герасима и Татьяну? Кто виноват в бедах Герасима? Что в ней читается «между строк»? Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает. Стадия рефлексии «Сегодня я понял…», «Мне особенно понравилась мысль…», «Я хотел бы отметить работу…» 4. Домашнее задание Прочитать о Герасиме и Муму Урок 2. Герасим и Муму Цели урока: показать, кК раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с Муму; развивать навыки пересказа и анализа текста Формируемые УУД Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты Коммуникативные : постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах Оборудование: материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности, материалы по формирующему итоговому оцениванию. Словарная работа: приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый Ход урока 1. Реализация домашнего задания Вспомним сюжет прочитанной части - Герасим нашел щенка - Забота Герасима о собаке - Барыня увидела собаку - Муму в господском доме - Степан уносит Муму 3. Стадия вызова Проверяя первичное читательское восприятие, зададим вопрос: - Одинаковы ли по эмоциональной окраске и по настроению выделенные эпизоды? Вспоминая свои ощущения от прочитанного, они настраиваются на дальнейшую аналитическую беседу по содержанию рассказа. Стадия осмысления Герасим и Муму. Вопросы для беседы: - В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны? Найдите слова, подчеркивающие их состояние. Эпизод «Муму в доме барыни» Реализация домашнего задания — пересказ эпизода. Ученику перед пересказом зададим вопрос, на что он хотел бы обратить внимание своих одноклассников. После пересказа проанализируем эпизод по вопросам: - Почему так ведет себя собака в доме барыни? Почему и здесь автор не наградил ее именем, как он ее называет? Обратим внимание на ироничное заключение: «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека». Сопоставительная характеристика Гаврилы и Степана - Какую роль в последующих событиях сыграли Гаврила и Степан? Как отличия во внешности героев влияют на их внутренний мир? Почему все его старания были напрасны? Он… не то что наш брат»? Просмотр отрывка из одноименного видеофильма. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню — Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню? Рефлексия Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом — собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно. Домашнее задание Группам обучающихся создать проекты Создать группы: «Историки», «Исследователи», «Литературоведы», «Биографы», «Актеры» Ребята могут участвовать в одной или нескольких группах. Лидерам групп раздаточный материал поможет в качественном выполнении домашней работы по подготовке к итоговому уроке по данной теме. Маршрутный лист Группа «Историки» Изучить эпоху второй половины 19 века, на фоне которой происходит действие рассказа. Выявить, какая ситуация повлияла на создание рассказа «Муму» Провести синтез изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты работы в виде буклетов. Постарайтесь найти исторические факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования. Группа «Исследователи» Опираясь на текст произведения, охарактеризовать Герасима и его окружение Как складывались отношения Герасима с дворовыми? Герасим и Татьяна Представить результаты исследования в виде презентации Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования. Группа «Литературоведы» Выявить проблемы рассказа Определить основной конфликт произведения Проанализировать особенности композиции Сделать выводы и представить результаты работы в виде Вики-статьи Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования. Группа «Биографы» Проанализировать монографические работы, посвященные творчеству и жизни писателя. Отразить следующие моменты жизни Тургенева: детство; начало литературной деятельности Провести синтез и анализ изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты в виде публикации Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования. Группа «Актеры» Распределить роли наиболее понравившихся эпизодов рассказа. Продумать костюм, мимику и жесты героя, а также очередность выступления Создать самостоятельно монологи и диалоги персонажей, опираясь на текст рассказа, пытаясь сохранить особенности речи героев. Подготовить инсценировку эпизодов Урок 3. Немой Герасим — символ немого протеста крепостных крестьян. Подготовка к сочинению Цели: путем анализа образа Герасима донести до учащихся нравственную силу и человечность героя. Оборудование: иллюстрации к рассказу Ход урока 1. Стадия вызова Беседа по вопросам - Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан? Из чего вы сделали такой вывод? В каком настроении возвращался к себе в деревню Герасим? Откуда это ощущение радости? Какую черту русского народа символизирует немота Герасима? Стадия осмысления Предоставляется слово группам учащихся «Историки», «Литературоведы», «Биографы», «Актеры», «Исследователи». После высказывания каждой группы предлагается дискуссия. Рефлексия Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства. Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу. Домашнее задание Написать сочинение на тему: «Герасим — главный герой рассказа Тургенева «Муму» 11340 11579 37832 3176 1709 2638 1207 666 1775 27 1467 1 2 1 568 1 2169 1 3289 200 388 737 375 641 660 397 235 200 706 2880 21 965 5 244 1243 1128 164 790 204 5136 2627 1380 3419 7316 7607 105 1478 2571.

Смотрите также:
  1. Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу.

  2. Ну, это мы увидим.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: