Карта сайта

Теория элементарного образования песталоцци

Контрольная работа — Основные характеристики теории элементарного образования Песталоцци Содержание Введение———————————————————————————3 Жизнь и педагогическая деятельность Песталоцци———————-4 Основные положения педагогической теории Песталоцци—————-8 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования——9 Значение педагогического творчества Песталоцци———————15 Список использованной литературы———————————————17 Введение В настоящее время в России социальная педагогика как теория и практика интенсивно развивается. Процесс развития социальной педагогики диктует необходимость и важность изучения ее истории, которое приобретает особое значение в процессе подготовки специалистов в этой области, так как способствует формированию общей и профессиональной культуры будущих социальных педагогов. Становление и развитие зарубежной социальной педагогики позволило накопить значительный потенциал в этой области знаний. В этой связи для развития отечественной социальной педагогики большое значение имеет исследование зарубежного опыта с целью осмысления и адаптации его наиболее перспективных направлений в российских условиях, а также анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом. Следует отметить, что важным направлением современного научного исследования является изучение наследия классиков мировой социальной педагогики. Одним из основоположников социальной педагогики как науки и практики является знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци 1746-1827 гг. В своей практической деятельности он выступил организатором детских учреждений для беспризорных и безнадзорных детей и подростков, а также детей, родители которых принадлежали к беднейшим слоям населения. В этих воспитательных учреждениях швейцарский педагог применил на практике собственную систему социально-педагогической деятельности, направленную на реабилитацию воспитанников их интеграцию в общественную жизнь. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. В современной России одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность. Жизнь и педагогическая деятельность Песталоцци Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, основоположник развивающего обучения, с другой стороны — основоположник формального образования, также один из основоположников дидактики начального обучения. Генрих Песталоцци родился в Швейцарии, в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел, как жестоко угнетали их и дворяне — помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим — стану помогать крестьянам». Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе, Эта школа с ее скудной программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания. Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой, Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок, на собраниях которого обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо, Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован. Арест не охладил Песталоцци, он по-прежнему стремился помочь народу, крестьянству. Жизнь крестьян справедливо представлялась ему исключительно тяжелой. Для того чтобы помочь крестьянам, Песталоцци изучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу: открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его задумке, приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать. Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Но затея не оправдала. Песталоцци не хватило, и в 1780 году вынужден был закрыть свой приют. В 1781 году он заканчивает издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда», в котором он показывает, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться, а мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства. Главная героиня романа — разумная крестьянка Гертруда, а также учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и обучение своих детей, соединенное с производительным трудом. В романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать своих детей. В романе он развил идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. Роман имел большой успех. К тому же содержание романа отражало чаяния не только Мечты о возможном улучшении жизни трудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени. Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина». Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция 1798 г. Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5— 10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Песталоцци сообщает, что «многие поступали с закоренелой чесоткой, многие с проломленными головами… В лохмотьях, худые, как скелеты, желтые, с оскаленными зубами и в то же время со страхом в глазах; некоторые были наглы, с привычками попрошайничества, а другие подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестокосердны и робки». Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное с производительным трудом. Всего себя отдал «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с. Их пища была моей пищей, их питье— моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только. Я спал вместе с ними: вечером в постели я беседовал с ними и учил их, пока они не засыпали, — они сами так хотели». Песталоцци не обучал своих детей ни морали, ни религии, пример самого Песталоцци являлся для школьников образцом. Общественные воспитательные учреждения Песталоцци стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к. Песталоцци в Станце продолжалась несколько месяцев. В связи с военными действиями помещение приюта было использовано для лазарета и приют был закрыт. Это было тяжелым ударом для. Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале 19 века вышли в свет сочинения Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе». После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом в Ифертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своего института. Песталоцци становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей. Песталоцци не удовлетворен теперь своей деятельностью. Он чувствует, что стоит уже далеко от народа, много дальше, чем раньше. Усталость и неудовлетворенность— все это, вместе взятое, тяжело отразилось как на здоровье, так и на его деятельности. В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Песталоцци написал свое последнее произведение — «Лебединую песнь». В 1827 году, 82 лет от роду, На надгробном памятнике было написано: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот во Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Все для других, ничего для себя». Основные положения педагогической теории Песталоцци Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» — вот что должно вести человека в нравственном отношении. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Огромное значение придает В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т. Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять. Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа. Соединение обучения с производственным трудом ремесленным и сельскохозяйственным было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети по замыслу Песталоцци «Лингард и Гертруда» проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались посадкой деревьев, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету, сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы «согревать и развивать ум детей» ибо цель, которую он себе ставил, — воспитание человека, а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами». Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания. И каждое из них порождает определенную силу: нравственное воспитание — силу сердца, умственное воспитание — силу ума, физическое воспитание — силу руки. У каждой силы — свой пример развития: предел развития силы руки — мастерство в разных видах деятельности, предел развития силы ума — способность человека исследовать что-то и получать новое знание, предел развития силы сердца — любовь ко всему человечеству инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшем ребенком осознается и переносится сначала на отца, сестер, братьев, затем на учителя и все человечество. Чтобы добиться предела развития силы, надо воспитание разбить на небольшие элементы, и каждый день заниматься, чтобы завтра делать лучше, чем. О снова дидактики Песталоцци. Т еория элементарного образования Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания. Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что «сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные». Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу — найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать — крестьянка могла бы обучать своих детей. В основе всякого знания, по мнению Каждый человек, по его мнению, когда он хочет выяснить что-либо непонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1 Сколько у него предметов перед глазами? «Число, форма и слово, по выражению Песталоцци; элементарные средства всякого обучения». В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу — счет, а слову — речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество — способность мыслить. Такова по убеждению Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной школе. Нельзя не отметить, что Песталоцци разграничивает развитие мышления и накопления знаний. Он считал, важной задачей школы пробуждение духовных сил и способностей, развитие способностей мыслить, т. Он указывает, что нужно интенсивно «обогащаться представлениями». Это положение Песталоцци сыграло огромную роль в борьбе против догматизма и схоластики, за активные методы обучения и воспитания в школе. Однако теория элементарного образования Песталоцци не сводится к одной лишь дидактической проблеме. Идея элементарного образования в понимании Песталоцци может быть еще истолкована как природосообразное развитие умственных, нравственных и физических сил ребенка. Руководя «институтами» в Бургдорфе и Ивердоне, Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци», под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки». Сущность своего метода Песталоцци изложил в ряде сочинений: «Метод. Памятная записка Песталоцци» 1800«Как Гертруда учит своих детей» 1801«Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» 1802«Что дает метод уму и сердцу» 1806«Памятная записка о семинарии в Кантоне Во» 1806 и др. Ведущей в педагогической концепции Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода: 1 силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию; 2 силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела; 3 силы души, вырастающие из задатков к тому, Чтобы любить, стыдиться и владеть. Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных. Рассматривая гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработку такого равновесия сил Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений Песталоцци усматривал основу саморазвития. Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования — это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями: ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию; многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения — основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития; активность ребенка в познавательной деятельности — необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира. Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию. Исходным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередко принимало и у самого Песталоцци, и у его последователей односторонний, формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности. Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX—XX вв. Рассматривая задачи народной школы, Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели — воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников — вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях. Простейшим исходным элементом физического развития Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств. Ведущей в педагогической концепции Песталоцци была идея природосообразности воспитания. Руссо он призывает в процессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строить воспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в нем духовных и физических сил. Значение педагогического творчества Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. Песталоцци считал необходимым расширить содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основе наглядности и развития активности и сознательности детей. Посвятив всю свою жизнь педагогике, живя зачастую впроголодь и отдавая последние скудные средства на основание воспитательно-образовательных учреждений, Песталоцци свято верил и творил, следуя выдвинутой им идее: сущность подлинного воспитания, единого для всех людей — в воспитании истинной человечности. Значение педагогического творчества Песталоцци в том, что он заложил научные основы методики начального обучения. Его теория элементарного образования и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годы стали образцом исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. На первое место Песталоцци ставил изучение родного языка, затем — развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующие методики. Выдвинутые педагогом положения о развитии самодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудом навсегда вошли в арсенал демократической научной педагогики. Его требование строить отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви и доброжелательности стало центральной идеей гуманистической педагогики. Песталоцци намного опередил свое время в познании законов воспитания и развития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основной принцип — жизнь образует. Великий русский педагог Ушинский справедливо называл Песталоцци первым народным учителем и отцом новейшей педагогики. Список использованной литературы 1. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия «Учебники, учебные пособия». История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику.

Смотрите также:
  1. Конечная обучения, таким образом, — формирование.

  2. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершается на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: