Карта сайта

Урок по рассказу тургенева муму

Формы работы на уроке: фронтальная; индивидуальная. Цель: дать полную характеристику образу главного героя рассказа — Герасиму; показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных. Вступительное слово учителя слайд 1 Презентация — Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню? » Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока. Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился об этом говорят ваши рисункии вы будете активно работать на уроке. Время написания рассказа «Муму» — 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет… Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика. В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право — эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право. Работа по теме урока. А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима. Характеристика Герасима слайд 2, 3. Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану, используя материал учебника стр. Отношения с остальными слугами. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве? «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда — Бог весть». Страх, ужас от неизвестности, близость смерти. Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно. В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются. Нет ли пояснений в тексте? Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение. Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг — крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна. Пересказ отношений Герасима к Татьяне. Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает. Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки… Так в его жизнь вошла Муму слайд 5. Пауза — приглашение в театр встретиться с героиней рассказа. Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды… А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня. Монолог ученицы в роли барыни. Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме — вот. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет — а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Чем она ей помешала? Непослушание — Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму? Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Единственное, что он может сделать, — спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни. Просмотр отрывка из одноименного видеофильма. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню стр. Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев — царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. Прототип Герасима слайд 8. Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки. Автор концовкой рассказа выражает свое торжество — победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь? Степан, передавший приказ барыни. Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости слайд 10. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».

Смотрите также:
  1. Работают в группах из пяти человек, консультанты распределяют задания; работают индивидуально, выстраивают диалог, делают совместный вывод.

  2. Урок, данный мной, является первым в изучении рассказа.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: